Старинные ткани

Побывал сегодня в удивительном месте!

На задворках Новоспасского монастыря в Москве скрывается от посторонних глаз уникальная мастерская, занимающаяся производством декоративных тканей по  ручным технологиям ткацких мануфактур XIX века. В том числе ткани этой мастерской предназначаются для драпировки помещений исторической части здания Большого театра.

BEL_9093

BEL_9066

Художник по тканям Надежда Николаевна Стоянова изучает структуру материала, изучая рапорт узора, и при необходимости проводит его дорисовку. Для точного воспроизведения рисунка определяется количество крючков и нитей основы, а так же схема ткацких переплетений

BEL_8811

затем рисунок «программируется» и записывается на специальные перфокарты …

BEL_8987

… которые образуют в итоге большие связки, подаваемые в ткацкие станки

BEL_8819

В мастерской проводится полный цикл восстановительных работ начиная с подготовки шелка-сырца и его окраски

BEL_8827

BEL_8857

Цвет красителя подбирается  по архивным образцам ткани и утверждается комиссией, оценивающей его соответсвие с эталонным экзампляром

BEL_8881

BEL_8886

Окрашенный шелк наматывают на катушки, которые затем будут использованы на ткацких станках

BEL_8902

BEL_8927

BEL_8936

BEL_8943

BEL_8967

BEL_9028

Ну и наконец доходит дело до самой ткани. Для ее плетелния мастера используют ручные жаккордовые станки начала XIX века, названные по фамиилли французского ткача и изобретателя.

BEL_9055

В день из ткацкого станка выходит около 5-6 сантимаетров ткани ручной работы. Зарплата мастера, проводящего 8-часовой рабочий день среди грохота, издаваемого этим станком, составляет 17.000р

BEL_8975

© фото: Антон Белицкий