Сегодня, 16 октября, отмечает круглую дату московский подземный переход. Ровно 55 лет назад на площади Маяковского, в присутствии С.Н. Хрущева состоялось торжественное открытие первого московского подземного перехода. Но, следует отметить, что в тот день в столице их было открыто сразу несколько — у метро «Октябрьская», на улице Гоголя, на площади Дзержинского и у «Детского мира».
Но, все же, если быть максимально точными, то первый подземный переход был построен еще в 1935 году под Садовым кольцом, во время строительства станции метро «Смоленская». Вдоль станции был построен подземный переход, по которому пассажиры могли попасть как к западному, так и восточному мостику над путями. В середине этого перехода начинался длинный подходной коридор, который вел ко второму вестибюлю, расположенному в стороне от станции, на Смоленской площади, в середине проезжей части нынешнего Садового кольца.
Позднее, при реконструкции Садового кольца в 1937-39 годах, южный вестибюль был снесен, а ведущий к нему коридор стал использоваться для служебных нужд. Сегодня коридор вдоль станции никак не сообщается с платформой и служит лишь подземным переходом под Садовым кольцом, что позволяет считать его самым первым подземным пешеходным переходом не только в Москве, но и в России.
Сегодня Москва насчитывает 419 подземных переходов. Как отмечают эксперты, для стремительно расширяющегося многомиллионника Москва, этого недостаточно. Городу не хватает еще минимум 500 переходов.
Сейчас идет активная реконструкция московских переходов — они обретают современный вид.
Современные переходы — это системы снегоудаления, «теплые ступени», обеспечивающие безопасный спуск и подъем, пожаробезопасные навесные потолки, адаптация для маломобильных лиц, системы видеонаблюдения.
Когда готовил материал для этого поста, нашел разные упоминания необычных и украшенных переходов. К сожалению, пройдясь по этим адресам, наткнулся на совершенно безликие конструкции. Такие пространства пропадают, нужно обязательно делать там хотя бы выставки картин и фотографий
Отельно стоит упомянуть переход у парка Горького — он широко известен не только москвичам, но и туристам. Это настоящая Мекка художественного мира Москвы. Самый длинный переход у Рижского вокзала (его длинна 500 м.).
Кто и почему против?
У московских подземных переходов есть немало противников из числа архитектурных экспертов, специалистов по городскому транспорту, общественных деятелей. По их мнению, около 30% горожан не могут пользоваться переходами.
Их доводы «против» заключаются в том, что они не упрощают, а усложняют жизнь горожан. Кроме того, противники утверждают, что многие маршруты оказываются просто разорванными подземными и надземными переходами. По их мнению городу следует правильно разобраться со своей улично-дорожной сетью, закопать переходы, а улицы люди должны переходить только по «зебре».
Мне, как автомобилисту, непросто с этим согласиться. Конечно, с улично-дорожной сетью в столице не все безупречно. Но, все доводы «против» сразу же разбиваются, как только я представляю толпу людей, которая соберется перед «зеброй» возле дороги с активным потоком машин, и где нет подземного перехода. Кроме того, сразу вырисовывается в сознании картина, как многие из тех, кто не любит ждать и всегда спешит, перебегает зебру. Бесспорно, без подземных переходов опасный «дорожный экстрим» увеличится в разы. Эффективно и с максимальной безопасностью разделить потоки машин и пешеходов, особенно в таком мегаполисе, как Москва, способны пока только подземные переходы.
Есть у переходов и другие побочные явления. Во-первых, пока еще не до конца оттуда вытеснили торговлю
Во-вторых, в переходах буквально живут попрошайки
Вобщем, «за» и «против», конечно, много, но сегодня речь не об этом. 55 лет все-таки юбилей :)