55 лет подземным переходам Москвы

 

IMG_9426

Сегодня, 16 октября, отмечает круглую дату московский подземный переход. Ровно 55 лет назад на площади Маяковского, в присутствии С.Н. Хрущева состоялось торжественное открытие первого московского подземного перехода. Но, следует отметить, что в тот день в столице их было открыто сразу несколько — у метро «Октябрьская», на улице Гоголя, на площади Дзержинского и у «Детского мира».

Переход на площади Маяковского
Переход на площади Маяковского
Переход на площади Маяковского
Переход на площади Маяковского

Но, все же, если быть максимально точными, то первый подземный переход был построен еще в 1935 году под Садовым кольцом, во время строительства станции метро «Смоленская». Вдоль станции был построен подземный переход, по которому пассажиры могли попасть как к западному, так и восточному мостику над путями. В середине этого перехода начинался длинный подходной коридор, который вел ко второму вестибюлю, расположенному в стороне от станции, на Смоленской площади, в середине проезжей части нынешнего Садового кольца.

Переход на Смоленской
Переход на Смоленской

Позднее, при реконструкции Садового кольца в 1937-39 годах, южный вестибюль был снесен, а ведущий к нему коридор стал использоваться для служебных нужд. Сегодня коридор вдоль станции никак не сообщается с платформой и служит лишь подземным переходом под Садовым кольцом, что позволяет считать его самым первым подземным пешеходным переходом не только в Москве, но и в России.

Переход на Смоленской
Переход на Смоленской

Сегодня Москва насчитывает 419 подземных переходов. Как отмечают эксперты, для стремительно расширяющегося многомиллионника Москва, этого недостаточно. Городу не хватает еще минимум 500 переходов.

IMG_9650

Сейчас идет активная реконструкция московских переходов — они обретают современный вид.

IMG_9658

Современные переходы — это системы снегоудаления, «теплые ступени», обеспечивающие безопасный спуск и подъем, пожаробезопасные навесные потолки, адаптация для маломобильных лиц, системы видеонаблюдения.

IMG_9480

IMG_9742

Когда готовил материал для этого поста, нашел разные упоминания необычных и украшенных переходов. К сожалению, пройдясь по этим адресам, наткнулся на совершенно безликие конструкции. Такие пространства пропадают, нужно обязательно делать там хотя бы выставки картин и фотографий

IMG_9434

Отельно стоит упомянуть переход у парка Горького — он широко известен не только москвичам, но и туристам. Это настоящая Мекка художественного мира Москвы. Самый длинный переход у Рижского вокзала (его длинна 500 м.).

Кто и почему против?

У московских подземных переходов есть немало противников из числа архитектурных экспертов, специалистов по городскому транспорту, общественных деятелей. По их мнению, около 30% горожан не могут пользоваться переходами.

IMG_9500

Их доводы «против» заключаются в том, что они не упрощают, а усложняют жизнь горожан. Кроме того, противники утверждают, что многие маршруты оказываются просто разорванными подземными и надземными переходами. По их мнению городу следует правильно разобраться со своей улично-дорожной сетью, закопать переходы, а улицы люди должны переходить только по «зебре».

IMG_9530

Мне, как автомобилисту, непросто с этим согласиться. Конечно, с улично-дорожной сетью в столице не все безупречно. Но, все доводы «против» сразу же разбиваются, как только я представляю толпу людей, которая соберется перед «зеброй» возле дороги с активным потоком машин, и где нет подземного перехода. Кроме того, сразу вырисовывается в сознании картина, как многие из тех, кто не любит ждать и всегда спешит, перебегает зебру. Бесспорно, без подземных переходов опасный «дорожный экстрим» увеличится в разы. Эффективно и с максимальной безопасностью разделить потоки машин и пешеходов, особенно в таком мегаполисе, как Москва, способны пока только подземные переходы.

IMG_9656

Есть у переходов и другие побочные явления. Во-первых, пока еще не до конца оттуда вытеснили торговлю

IMG_9725

Во-вторых, в переходах буквально живут попрошайки

IMG_9688

IMG_9750

Вобщем, «за» и «против», конечно, много, но сегодня речь не об этом.  55 лет все-таки юбилей :)

IMG_9412